АККОМПАНЕМЕНТ — музыкальное
сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.
АРАНЖИРОВКА — обработка музыкального произведения для исполнения на
другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.
ВАРИАЦИИ — музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с
изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.
ВОКАЛИЗ — музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно
упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного
исполнения.
ГАРМОНИЯ — выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в
созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам
лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии — каденции и модуляции. Учение о
гармонии — один из основных разделов теории музыки.
ДИАПАЗОН — звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками)
певческого голоса, музыкального инструмента.
ДИНАМИКА — различия степени силы звучания, громкости и их изменения.
ЖАНР — исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его
формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные,
вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию
(лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения
(театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).
ИМПРОВИЗАЦИЯ — сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА — предназначается для исполнения на инструментах:
сольная, ансамблевая, оркестровая.
ИНСТРУМЕНТОВКА — изложение музыки в виде партитуры для камерного
ансамбля или оркестра.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА — инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава
исполнителей.
КОМПОЗИЦИЯ — 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение
музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.
КОНСОНАНС — слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один
из важнейших элементов гармонии.
МЕЛОДИЯ — одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд
звуков, организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную
структуру.
МАСТЕРИНГ (англ. master) — первоначально производство эталонного носителя,
копией которого является потребительский носитель аудиозаписи (CD-диск,
виниловая пластинка, магнитофонная кассета). Впоследствии в русском языке
мастерингом стали называть и процесс подготовки финального микса. Исходный
материал обрабатывается путём эквализации и компрессии (лимитирования). При
необходимости осуществляется монтаж частей произведения. Затем подготавливается
логически связанная аудиопрограмма — новый «отмастерённый» исходник собирается в
желаемом порядке просчитываются (или выбираются стандартными) паузы между
треками, добавляются натуральные шумы и т.д. При необходиости могут применяться
другие приёмы работы со стереофонограммой: шумоподавление, полосовая компрессия,
расширение/сужение стереобазы и т. д.
Для каждого вида издания обычно делается свой мастеринг: для кассеты нужно чуть
больше компрессии и высоких частот, для «винила» обязательна низкочастотная
обрезка и полная монофоничность низких частот, для CD — «цифровая тишина»
вначале и конце каждого трека, отделённого паузами. Для трансляции в радиоэфире
или для звуковой дорожки к видеоклипу также делается отдельный мастеринг.
Мастеринг обычно проводится в специально созданных для этого контрольных
комнатах, оснащённых эталонными звуковоспроизводящими мониторами. Как правило
этим занимаются звукорежиссёры, обладающие особым опытом и специфическими
навыками, которых принято называть mastering engineer. Считается, что мастеринг
в состоянии сделать любой специалист, обладающий большим опытом микширования
(сведения) многоканальных фонограмм. Однако для стабильного результата важно,
чтобы это были «другие уши» — то есть не стоит доверять эту конечную процедуру
тому специалисту, который сводил этот материал. Современный мастеринг вне
зависимости от вида конечного продукта принято разделять на цифровой и
аналоговый.
МЕТР — порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.
МИКШИРОВАНИЕ (англ. mixing, факт.син. смешение) — стадия технологического
процесса в звукозаписи, заключающаяся в наложении всех записанных дорожек и
партий, смешении их звука, синхронизации времени проигрывания. С микшированием
обычно совмещается финишная обработка записи (установка громкостей партий,
наложение специальных и шумовых эффектов).
МИНУСОВКА (от слова "минус") — это фонограмма, близкая к оригиналу
или сам оригинал фонограммы, но без голоса исполнителя (иногда с «бэк»-сопровождением)
или какого-либо инструмента, что позволяет исполнителю, владеющему этим
инструментом, подыгрывать этому звуковому файлу. Часто эти файлы имеют формат
MIDI. «Минусовка», как правило, записывается в студии и обладает высоким
качеством, поэтому не стоит путать «минусовку» с караоке. В караоке всегда
прописан аккомпанемент главного голоса, что не дает возможность исполнителю
импровизировать в песне, в «минусовке» такого аккомпанемента нет. «Минусовки»
применяются вокалистами на концертах, в барах, ресторанах и т. п.
МОДУЛЯЦИЯ — переход в новую тональность.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном
произведении определенное идейно-художественное содержание.
ОБЕРТОНЫ — призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона,
слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.
ОРКЕСТРОВКА — переложение музыкального произведения для оркестра.
ОРНАМЕНТИКА — способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие
мелодические украшения называются мелизмами.
ОСТИНАТО — многократное повторение мелодической ритмической фигуры.
ПАРТИТУРА — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в
которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.
ПАРТИЯ — составная часть многоголосного произведения, предназначенная для
исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также
группой однородных голосов и инструментов.
ПАССАЖ — последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.
ПОДГОЛОСОК — в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий
одновременно с ним.
ПРЕЛЮДИЯ — небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального
произведения.
РЕМИКС (англ. Re-mix) — версия музыкального произведения, создаваемая путём
«перемешивания» нескольких частей исходной композиции, наложения на нее
различных звуков, спецэффектов, изменения темпа, тональности и т. п.
РЕПРИЗА — повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак
повторения.
РИТМ — чередование различных по длительности и силе звуков.
Сведе?ние — процесс создания из отдельных записанных треков конечной записи,
следующий после аранжировки этап создания звукозаписи. Сведение — не чисто
технический процесс соединения различных треков в единое целое, это скорее
творческая деятельность, от которой зависят особенности звучания
результата. Процесс сведения музыки довольно трудоёмок, ведь необходимо
учитывать следующие аспекты: баланс громкости различных треков; панорама —
расположение и смешивание между собой каждого записанного инструмента, создание
соответствующей акустической среды; динамика — создание композиции музыкальной
звукозаписи, форма подачи; выдерживаются вступление, развитие, кульминация и
спад; прозрачность — сведение треков, чтобы каждый инструмент записи был
различим и читался, не заглушая другие инструменты; плотность — отвечает за
насыщенность звука; разнообразные звуковые эффекты
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — способность человека воспринимать отдельные качества
музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.
ТЕМП — скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения
служит метроном.
ТРАНСКРИПЦИЯ — переложение или свободная, часто виртуозная, обработка
музыкального произведения.
ФАКТУРА — конкретный звуковой облик произведения.
ФОНОГРАММА (от греч. ???? — звук и ?????? — запись) — запись,
сохраненная на звуковом носителе.
ФИНАЛ — заключительная часть циклического музыкального произведения.
ШТРИХИ — способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию
различный характер и окраску.
ЭКСПОЗИЦИЯ — 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные
темы произведения; 2) первая часть фуги.
ЭСТРАДА — вид музыкального исполнительского искусства
Желаем творческих успехов!