Студия аранжировок

"МАЖОР"

Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его.

Роллан Р.

Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь...
 

Ницше Ф

 Главная     О нас     Заказать     Карта сайта      Скачать     Полезные ссылки

 
 

Навигация

Наши статьи

Музыкальный словарь

Фото

Видео

Анекдоты
 

 

Контакты

   Студия аранжировок "МАЖОР"

   Контактное лицо: Владимир
  

   Телефон: +380 (95) 023-89-56

   E-mail: bvnas@mail.ru

Написать нам


 

 

Поделиться

 

 
 
 
 

Словарь музыкальных терминов



АККОМПАНЕМЕНТ — музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.

АРАНЖИРОВКА — обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.

ВАРИАЦИИ — музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.

ВОКАЛИЗ — музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.

ГАРМОНИЯ — выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии — каденции и модуляции. Учение о гармонии — один из основных разделов теории музыки.

ДИАПАЗОН — звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.

ДИНАМИКА — различия степени силы звучания, громкости и их изменения.

ЖАНР — исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).

ИМПРОВИЗАЦИЯ — сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА — предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.

ИНСТРУМЕНТОВКА — изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА — инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.

КОМПОЗИЦИЯ — 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

КОНСОНАНС — слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.

МЕЛОДИЯ — одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков, организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.

МАСТЕРИНГ (англ. master) — первоначально производство эталонного носителя, копией которого является потребительский носитель аудиозаписи (CD-диск, виниловая пластинка, магнитофонная кассета). Впоследствии в русском языке мастерингом стали называть и процесс подготовки финального микса. Исходный материал обрабатывается путём эквализации и компрессии (лимитирования). При необходимости осуществляется монтаж частей произведения. Затем подготавливается логически связанная аудиопрограмма — новый «отмастерённый» исходник собирается в желаемом порядке просчитываются (или выбираются стандартными) паузы между треками, добавляются натуральные шумы и т.д. При необходиости могут применяться другие приёмы работы со стереофонограммой: шумоподавление, полосовая компрессия, расширение/сужение стереобазы и т. д.
Для каждого вида издания обычно делается свой мастеринг: для кассеты нужно чуть больше компрессии и высоких частот, для «винила» обязательна низкочастотная обрезка и полная монофоничность низких частот, для CD — «цифровая тишина» вначале и конце каждого трека, отделённого паузами. Для трансляции в радиоэфире
или для звуковой дорожки к видеоклипу также делается отдельный мастеринг. Мастеринг обычно проводится в специально созданных для этого контрольных комнатах, оснащённых эталонными звуковоспроизводящими мониторами. Как правило этим занимаются звукорежиссёры, обладающие особым опытом и специфическими
навыками, которых принято называть mastering engineer. Считается, что мастеринг в состоянии сделать любой специалист, обладающий большим опытом микширования (сведения) многоканальных фонограмм. Однако для стабильного результата важно, чтобы это были «другие уши» — то есть не стоит доверять эту конечную процедуру тому специалисту, который сводил этот материал. Современный мастеринг вне зависимости от вида конечного продукта принято разделять на цифровой и аналоговый.

МЕТР — порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.

МИКШИРОВАНИЕ (англ. mixing, факт.син. смешение) — стадия технологического процесса в звукозаписи, заключающаяся в наложении всех записанных дорожек и партий, смешении их звука, синхронизации времени проигрывания. С микшированием обычно совмещается финишная обработка записи (установка громкостей партий, наложение специальных и шумовых эффектов).

МИНУСОВКА (от слова "минус") — это фонограмма, близкая к оригиналу или сам оригинал фонограммы, но без голоса исполнителя (иногда с «бэк»-сопровождением) или какого-либо инструмента, что позволяет исполнителю, владеющему этим инструментом, подыгрывать этому звуковому файлу. Часто эти файлы имеют формат
MIDI. «Минусовка», как правило, записывается в студии и обладает высоким качеством, поэтому не стоит путать «минусовку» с караоке. В караоке всегда прописан аккомпанемент главного голоса, что не дает возможность исполнителю импровизировать в песне, в «минусовке» такого аккомпанемента нет. «Минусовки» применяются вокалистами на концертах, в барах, ресторанах и т. п.

МОДУЛЯЦИЯ — переход в новую тональность.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.

ОБЕРТОНЫ — призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.

ОРКЕСТРОВКА — переложение музыкального произведения для оркестра.

ОРНАМЕНТИКА — способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.

ОСТИНАТО — многократное повторение мелодической ритмической фигуры.

ПАРТИТУРА — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.

ПАРТИЯ — составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.

ПАССАЖ — последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.

ПОДГОЛОСОК — в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним.

ПРЕЛЮДИЯ — небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.

РЕМИКС (англ. Re-mix) — версия музыкального произведения, создаваемая путём «перемешивания» нескольких частей исходной композиции, наложения на нее различных звуков, спецэффектов, изменения темпа, тональности и т. п.

РЕПРИЗА — повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак
повторения.

РИТМ — чередование различных по длительности и силе звуков.

Сведе?ние — процесс создания из отдельных записанных треков конечной записи, следующий после аранжировки этап создания звукозаписи. Сведение — не чисто технический процесс соединения различных треков в единое целое, это скорее творческая деятельность, от которой зависят особенности звучания
результата. Процесс сведения музыки довольно трудоёмок, ведь необходимо учитывать следующие аспекты: баланс громкости различных треков; панорама — расположение и смешивание между собой каждого записанного инструмента, создание соответствующей акустической среды; динамика — создание композиции музыкальной звукозаписи, форма подачи; выдерживаются вступление, развитие, кульминация и
спад; прозрачность — сведение треков, чтобы каждый инструмент записи был различим и читался, не заглушая другие инструменты; плотность — отвечает за насыщенность звука; разнообразные звуковые эффекты

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.

ТЕМП — скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.

ТРАНСКРИПЦИЯ — переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.

ФАКТУРА — конкретный звуковой облик произведения.

ФОНОГРАММА (от греч. ???? — звук и ?????? — запись) — запись, сохраненная на звуковом носителе.

ФИНАЛ — заключительная часть циклического музыкального произведения.

ШТРИХИ — способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.

ЭКСПОЗИЦИЯ — 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.

ЭСТРАДА — вид музыкального исполнительского искусства

 



Желаем творческих успехов!
 

 
 

Copyright © Судия аранжировок "МАЖОР" 2010